В современном и быстроменяющемся мире стресс неизбежен. Факторов появления стресса на работе может быть несколько. Я хочу сконцентрировать ваше внимание не на факторах, а на том, что с этим можно сделать. Важно помнить — стрессом можно и нужно управлять. Просто этому нужно научиться.
Итак, начнем.
Первый, и один из простых и эффективных приемов управления неприятными переживаниями, стрессом — прием «Контроль дыхания». В ситуации стресса у человека всегда поверхностное дыхание. Запомните, дыхание всегда должно быть глубоким, чтобы сохранить спокойствие в стрессовой ситуации. Как у классиков: «Дышите глубже, вы взволнованы».
Как выполнить прием «контроль дыхания»
Шаг первый: Сядьте так, чтобы вы чувствовали себя максимально комфортно.
Шаг второй: Закройте глаза и сконцентрируйтесь на дыхании. Вдох должен быть животом, а не только верхним отделом грудной клетки. Занимайтесь этим около двух минут.
Шаг третий: Теперь контролируйте это дыхание. Делайте вдох на счет два, задержите воздух, считая до восьми, и сделайте выдох, считая до четырех.
Второй прием «Напряжение и расслабление».
Этот прием нужно делать всегда, когда вы почувствуете, что вам нужно расслабиться. Просто напрягите каждый мускул, который сможете, и держите три-пять секунд, быстро уменьшите напряжения и расслабьтесь. Проделайте это три-четыре раза.
Третий прием «Развеселить ребенка».
Этот прием хорошо использовать, когда у вас плохое настроение, вы расстроились после неприятного разговора с клиентом или партнером.
Шаг первый: Закройте глаза. Вспомните себя, когда вам было три-пять лет. Представьте ребенка и посмотрите, как он выглядит, где он находится, в каком он настроении.
Шаг второй: Развеселите его всеми возможными способами. Представьте, что у вас для этого есть все ресурсы, у вас есть волшебная палочка.
Шаг третий: Откройте глаза. И посмотрите, как у вас изменилось настроение.
Можно ли подготовиться к стрессу, то есть закалить себя?
Первое. Научите себя улыбаться! Мы улыбаемся не потому, что мы счастливы, а мы счастливы — потому, что мы улыбаемся. Я, по роду своей деятельности, очень часто общаюсь с сотрудниками разных компаний, и, вы знаете, я вижу у них общее, они порой очень серьезные. Приходят на работу с хмурыми лицами, с огромной «телегой» проблем, общаются с клиентами с таким настроением, как будто они работают в похоронном бюро.
Мы всегда коммуницируем с другими людьми, и мы не можем не транслировать свое настроение. Мы всегда передаем другим людям свой настрой, вопрос только в том, какой именно настрой мы передаем.
Улыбка помогает снять стресс. Когда вы улыбаетесь, вы становитесь более привлекательными. Улыбающиеся люди выглядят более уверенно.
Второе. Научитесь управлять своим настроением. Есть очень простое и эффективное упражнение, которое поможет вам приходить на работу в прекрасном настроении.
Шаг первый: Закройте глаза. Вспомните три-четыре ситуации, где вы чувствовали себя великолепно. Где вы были довольны собой, и нравились себе. Это могут быть ситуации из совершенно разных областей вашей жизни.
Шаг второй: Пусть образы ваших воспоминаний будут четкими, яркими и цветными. Вы также можете вспомнить звуки или голоса, которые присутствовали в тех ситуациях.
Шаг третий: Вновь переживите приятные чувства и сконцентрируйтесь на них.
Шаг четвертый: Удерживая приятные чувства, откройте глаза и сделайте вдох и выдох.