Психология делового общения руководителя – как его способность к управленческой деятельности.
Психология делового общения руководителя – как его способность к управленческой деятельности.
Способность руководителя к деловому общению, понимание им психологических основ его построения – залог успешного процветания фирмы. Руководитель должен иметь всесторонние знания, навыки и умения, в том числе в культуре, и психологии делового общения. Актуальность темы еще и в том, что современного сотрудника могут убедить только, искренность и, правда, глубокие аргументы.
Общение — основная сущность человеческой жизни. Практика свидетельствует, что общаться эффективно умеют, как правило, не все руководители, хотя им приходится по роду своих обязанностей до девяноста процентов времени работы расходовать именно на это. Совещания, дискуссии, отчеты для руководства, приемы по личным вопросам и т.д. — все это своеобразные формы деятельностного общения. В каждой из них присутствует определенное напыление, именуемое психологией делового общения. Руководителю нужно уметь различать вербальное (речевое, письменное) общение и невербальное (бессловесное) общение. Бессловесное общение представляется чрезвычайно разнообразно. Руководитель обязан визуально по многим показателям тела человека понимать его психологическое состояние и строить с ним деловые отношения. Он должен реагировать на ненормальность в голосе собеседника (громкость, тембр), речевых паузах, смехе, понимая, что человек не «в своей тарелке». Замечать в каком состоянии руки — сухие или влажные, приятные или неприятные запахи исходят от человека, его одежды. При общении с коллективом людей обращать внимание на его настрой, психологическое состояние и правильно реагировать. Любое общение предполагает формирование первого впечатления, оценку превосходства, нахождение привлекательности, оценку манеры поведения, определение основ внутреннего мира собеседника и его внешнее проявление. Это все проявления психики людей. Анализируя процесс общения, мы убеждаемся, что это есть обмен мнениями, душевными переживаниями, с коммуникативными барьерами, которые связаны с психологической сущностью взаимодействия. Многие аспекты зависят от дистанции в общении.
Основное психологическое условие удачной деятельности в общении — это уверенность в том, что у вас все получится. Чувство уверенности может вырабатываться целенаправленно. Пути выработки уверенности следующие: нужно осваивать и совершенствовать профессиональное мастерство в деловом общении; необходимо адекватное поведение с учетом психологии в разных ситуациях жизни и деятельности, и другие.