Основные стили руководства и лидерства.
На тренингах я очень часто спрашиваю: «Чем занимаются руководители-лидеры?». И получаю совершенно разные ответы: руководители-лидеры вдохновляют сотрудников, они вырабатывают стратегию развития компании, создают миссию организации. Все эти функции конечно важны, но главная задача руководителя-лидера – это делать все от себя зависящее для достижения результатов. И как этого добиться? Как руководителю-лидеру стать эффективным? По этому вопросу написано уже много всевозможной литературы, эксперты по лидерству дают всевозможные советы. Но многие компании не знают что такое эффективное лидерство, и это понятно, так как долгое время не существовало четких критериев, какой тип лидерства максимально эффективен в компании. Последние исследования показывают, что существует шесть стилей лидерства. Все эти стили руководства и лидерства определенным образом влияют на результативность и корпоративный климат компании. И наилучшие результаты показывают те руководители-лидеры, которые активно используют различные стили лидерства. Эффективный руководитель-лидер позитивно влияет на корпоративный климат и добивается наилучших результатов. Важно помнить, что в распоряжении руководителя-лидера есть шесть стилей лидерства, но только четыре из них оказывают позитивное влияние на корпоративный климат и на финансовые результаты компании.
Итак, давайте рассмотрим основные стили руководства и лидерства.
Первый стиль «Диктаторский». Этот стиль руководства и лидерства проявляется в постоянном подавлении и терроре сотрудников. Сотрудникам устраивается «порка» за незначительные ошибки. Диктатор в компании обрушивает гнев на всех, кто приносит неприятные новости или информацию, которая не нравится руководителю-диктатору. Запуганные сотрудники увольняются сами или их увольняют за незначительную провинность. Не сложно догадаться, что подобный стиль менеджмента крайне неэффективен. Диктаторский стиль управления негативно влияет на корпоративный климат компании, убивает в сотрудниках способность генерировать новые проекты, идеи. Люди чувствуют, что их не уважают, у них пропадает чувство ответственности за компанию, у них нет желания развиваться совместно с компанией.
Второй стиль «Авторитетный». Руководитель, который использует авторитетный стиль руководства, формирует конечную цель и сотрудникам предоставляет свободу действий на пути достижения этой цели. Руководитель-лидер, который исповедует данный стиль, проявляет искреннее уважение к сотрудникам, показывая сотрудникам, что их вклад в развитие компании очень важен. Люди, которые работают в подчинении у руководителя-лидера с авторитетным стилем, чувствуют себя значимыми, они понимают, что их заслуги ценят. Авторитетное лидерство укрепляет у сотрудников веру в компанию.
Третий стиль «Партнерский». Руководитель-лидер, который активно использует данный стиль управления, действует под лозунгом «Люди самый главный актив в компании. Все для людей». Для таких руководителей важнее всего люди и их чувства. Они прилагают массу усилий, чтобы в рабочем коллективе царила гармония. В процессе управления подчиненными они создают крепкие эмоциональные связи между людьми. Как правило, подчиненные очень преданы такому руководителю-лидеру. Конечно, подобный управленческий стиль оказывает мощное позитивное влияние на корпоративный климат и на отношения между сотрудниками. Руководитель-партнер не навязывает строгих правил, предоставляет возможность сотрудникам выполнять работу по их усмотрению. Я знаю примеры, когда руководитель уходил из компании, и за ним уходила вся команда. Данные руководители в компании часто организовывают корпоративные праздники. Регулярно с сотрудниками обсуждают темы, которые к бизнесу не имеют отношения. Разговоры по душам с сотрудниками для них привычное дело. Важно помнить, когда людям нужно получить четкие указания, как выйти из сложной ситуации, то партнерский стиль оказывается беспомощным.
Четвертый стиль «Демократический». Руководитель-демократ дает право голоса подчиненным при обсуждении важных вопросов, которые затрагивают стратегию развития компании. Он стремится получить от сотрудников ответственное отношение к рабочим процессам. Обычно руководителя с демократическим стилем управления искренне заботит то, что вызывает тревогу у сотрудников. Они понимают, какие действия нужно предпринять для поддержания корпоративного духа. Существенный недостаток демократического стиля управления – это постоянные длительные совещания, на которых озвучивается огромное количество идей, но согласия по ним достичь сложно. Данный стиль управления идеален, когда руководитель-лидер не знает, какой путь развития выбрать, и ему нужны новые идеи и наставления опытных сотрудников.
Пятый стиль «Образцовый». Руководитель-лидер, который использует данный стиль управления, устанавливает высокие стандарты работы ко всем, и сам им следует. Он постоянно думает о том, как делать лучше то, что делают в компании. Если сотрудник не следует высоким стандартам, его руководитель меняет. У сотрудников создается ощущение, что с них «выжимают все соки», изматывают постоянными требованиями руководителей. Руководитель с данным стилем управления убежден, что сотрудники должны знать, что делать, поэтому его указания нечеткие. Сотрудникам приходится лишь догадываться чего от них хотят, вместо того, чтобы двигаться к корпоративным целям. Руководитель образцового стиля не склонен положительно оценивать деятельность сотрудников. Часто выполняет работу за сотрудников, у которых, по его мнению, возникли сложности.
Шестой стиль «Обучающий». Эффективный руководитель-лидер используя стиль «обучающий», помогает подчиненным выявить слабые и сильные их стороны. Помогает им определиться с четкими личными и профессиональными целями, помогает осмыслить план достижения. Данные руководители являются хорошими наставниками для сотрудников. Они являются мастерами делегирования полномочий, предоставляют возможность сотрудникам выполнять важные задачи, которые способствуют их профессиональному обогащению и росту. Данный стиль управления используется реже всего, так как в условиях нестабильной экономической ситуации у руководителей-лидеров просто не находится времени для регулярных занятий с сотрудниками. Обучающий стиль управления очень эффективен тогда, когда подчиненные сами стремятся к совершенству. Этот стиль будет идеальным для ситуации, когда сотрудники прекрасно понимают, что их личностное развитие поможет им в профессиональной реализации. Руководитель-наставник будет эффективен, когда сотрудники стремятся чему-то научиться и познать новое.